Как определить, что прокладка ГБЦ “умирает”
Обычно проблемы с прокладкой ГБЦ ассоциируются с маслом в антифризе, перегревом или белым дымом из выхлопной трубы. Но если всё было бы так просто, поломку замечали бы сразу. На практике же есть менее очевидные признаки.
- Один из них — нестабильная работа двигателя на холодную. Если утром мотор заводится с трудом, подёргивается, а через несколько минут работает как ни в чём не бывало, это не обязательно свечи или топливная система. Возможно, в одном из цилиндров скапливается охлаждающая жидкость, и пока двигатель не прогреется, эта проблема проявляется в нестабильности работы.
- Другой сигнал — постоянное «гуляние» уровня охлаждающей жидкости. Когда вы доливаете антифриз чаще, чем обычно, но следов явных протечек нет, это может означать, что жидкость уходит внутрь двигателя. И если в расширительном бачке видны пузыри, особенно при работающем моторе — это почти верный признак проблем с прокладкой.
Проблемы с выхлопом, которые не бросаются в глаза
Белый дым из выхлопной трубы — классика. Но иногда вместо него вы увидите другой эффект: выхлоп становится «мокрым». Кажется, что из трубы вылетает обычный конденсат, но на деле это может быть испарение охлаждающей жидкости. Особенно заметно это в холодное время года, когда обычный пар быстро исчезает, а «мокрый» выхлоп остаётся дольше.
Также стоит насторожиться, если изменился запах выхлопа. Он может стать слегка «сладковатым» — это признаки сгорания антифриза. Такие детали сложно уловить, но они важны.
Давление, которое ведёт к беде
Если вы заметили, что в системе охлаждения создаётся избыточное давление — это тревожный сигнал. Расширительный бачок может буквально «надуваться», шланги становятся жёсткими на ощупь даже на холодном двигателе. Всё это происходит из-за утечки газов из цилиндров в систему охлаждения.
Также стоит проверить, нет ли подозрительного повышения давления в картере двигателя. Когда вы снимаете маслозаливную крышку и видите, как из-под неё выходит пар или дым, это может быть следствием прорыва газов через повреждённую прокладку.
Нестандартные шумы и вибрации
Повреждённая прокладка ГБЦ может вызывать изменения в работе двигателя, которые ощущаются через руль или кузов. Появление нехарактерных вибраций на холостом ходу или при нагрузке, лёгкие «провалы» в тяге могут казаться проблемами с топливной системой или зажиганием, но иногда виновата именно прокладка.
Также стоит прислушаться к шуму из-под капота. Небольшой «шипящий» звук может быть следствием утечки газов в зону, где их не должно быть. Это сложно заметить на слух в движении, но на холостом ходу или при открытом капоте — вполне возможно.